Урок 2 - переменные и работа с математикой
Арифметические операции
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. В переменной хранятся данные ТОЛЬКО указанного! (простое объяснение, переменная - это коробка, в которую вы можете положить вещь только нужного вида - в коробку с машинками только машинки)
Как называть переменные?
- Только английскими буквами (как заглавными, так и строчными):
peremennaya
- Название не может начинаться с цифры:
- неверно556peremennaya
- Может иметь цифру (но не в начале):
peremennaya556
- Можно использовать нижнее подчеркивание:
vvedite_text
Объявление переменных
При объявлении переменной нужно указать тип переменной: число, строка и т.д.
int a;
- создаём переменную a с типом int (целое число) Так же в 1 строчку
можно создавать несколько переменных: int a, b, c
- создали переменные a
,
b
, c
с типом целое число (int
).
Как записать значение в переменную?
Для объявления переменной с начальным значением просто укажите значение после
равно: int a = 4;
- создали переменную a со значением 4; Так же можно
объявлять сразу несколько переменных со значениями: int a, b = 1, c = 55;
-
создали переменные с целыми числами: a - без значения, b = 1, c = 55.
Изменение значения переменной
Если у нас уже объявлена переменная, мы можем заменить её значение:
int a = 5; // Создаём переменную
cout << a; // выведет число 5
a = 4; // Записываем в переменную a значение 4.
cout << a; // выведет число 4, так как мы заменили прошлое значение в переменной.
=
это оператор присваивания (Когда мы заменяем значение переменной мы убираем
прошлое значение из коробочки, и складываем новое).
- Оператор – это команда языка программирования (инструкция).
- Оператор присваивания – это команда для записи нового значения в переменную.
Ввод данных с клавиатуры
cin >> a;
- мы вводим значение с клавиатуры и записываем его в переменную a
(Ввод заканчивается при нажатии клавиши enter на клавиатуре).
Ввод значений двух переменных
cin >> a >> b;
- если мы введем с клавиатуры 25 30
, то в переменную a
запишется 25, а в b запишется 30.
Также можно ввести на разных строках:
25
30
Тогда в переменную a запишется 25, а в переменную b запишется 30.
Пример
int a, b;
a = 5;
b = a + 2 // b становится равно 5+2=7;
a = (a + 2) * (b – 3) // a=28;
b = b + 1 // b = 7+1=8;
Вывод переменных (заметка)
При выводе мы можем выводить вместе текст и числа:
cout << a << "+" << b << "=" << c;
cin.get()
cin.get();
- ожидание ввода символа (было в уроке 1)
Вывод с заданной длинной
#include <iomanip>
...
a = 123;
cout << setw(5) << a;
#include <iomanip>
- манипуляторы для управления потоками setw(5)
- set width
– установить ширину поля (выводит значение переменной a, с шириной строки 5 -
выведет: 123
(автоматически добавляет 2 отступа в начале, чтобы получить
строку с шириной 5)).
Вычисления
Типы данных
int
- целое число (2)long int
- длинное целое число (2)float
- вещественное число (2.0)double
- вещественное число двойной точности (2.0)bool
- логические значения (true / false)char
- символ ('c')
Дополнительно:
string
- строка, но ее нужно импортировать отдельно.
Как изменить тип данных значения?
название_типа_данных(переменная)
Например:
int a = 5;
float(a); // число a меняет тип данных на с плавающей точкой
// (int -> float)
// 5 -> 5.0
Арифметическое выражения
a = (c + b * 5_3 - 1) / 2_d;
Приоритет (старшинство):
- скобки: ()
- умножение и деление
- сложение и вычитание
Деление
Результат деления целого на целое – целое число (остаток отбрасывается).
Сокращенные записи операций
Перезаписывают переменную добавляя/вычитая/умножая на/и тп. правую часть выражения
a++; // a = a + 1;
a--; // a = a – 1;
a += b; // a = a + b;
a -= b; // a = a - b;
a *= b; // a = a * b;
a /= b; // a = a / b;
a %= b; // a = a % b;
Комментарий обозначает что выполняет эта строка
Вещественные числа
Целая и дробная части числа разделяются точкой!
float x = 123.456;
cout.width(10);
cout.precision(5);
cout << x << endl;
Выведет 5 значащих цифр 123.46
.
cout.width(10);
cout.precision(2);
cout << x << endl;
Выведет 5 значащих цифр 1.2e+002
.
Задача "Объем конуса"
#include <iostream>
#include <cmath>
#include <iomanip>
using namespace std;
int main() {
float a,b;
cin >> a >> b;
cout << fixed << setprecision(3) << M_PI * a * a * b / 3;
}
Функции библиотеки cmath
abs(x)
- модуль целого числа.fabs(x)
- модуль вещественного числа.sqrt(x)
- квадратный корень.sin(x)
- синус угла, заданного в радианах.cos(x)
- косинус угла, заданного в радианах.exp(x)
- экспонента.ln(x)
- натуральный логарифм.pow(x,y)
- возведение числа x в степень y.floor(x)
- округление «вниз».ceil(x)
- округление «вверх».
// Импорт библиотеки
#include <cmath>
// Или
#include <math.h>