← Вернуться на главную

Урок 2 - переменные и работа с математикой

Арифметические операции

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. В переменной хранятся данные ТОЛЬКО указанного! (простое объяснение, переменная - это коробка, в которую вы можете положить вещь только нужного вида - в коробку с машинками только машинки)

Как называть переменные?

  • Только английскими буквами (как заглавными, так и строчными): peremennaya
  • Название не может начинаться с цифры: 556peremennaya - неверно
  • Может иметь цифру (но не в начале): peremennaya556
  • Можно использовать нижнее подчеркивание: vvedite_text

Объявление переменных

При объявлении переменной нужно указать тип переменной: число, строка и т.д. int a; - создаём переменную a с типом int (целое число) Так же в 1 строчку можно создавать несколько переменных: int a, b, c - создали переменные a, b, c с типом целое число (int).

Как записать значение в переменную?

Для объявления переменной с начальным значением просто укажите значение после равно: int a = 4; - создали переменную a со значением 4; Так же можно объявлять сразу несколько переменных со значениями: int a, b = 1, c = 55; - создали переменные с целыми числами: a - без значения, b = 1, c = 55.

Изменение значения переменной

Если у нас уже объявлена переменная, мы можем заменить её значение:

int a = 5; // Создаём переменную

cout << a; // выведет число 5
a = 4; // Записываем в переменную a значение 4.
cout << a; // выведет число 4, так как мы заменили прошлое значение в переменной.

= это оператор присваивания (Когда мы заменяем значение переменной мы убираем прошлое значение из коробочки, и складываем новое).

  • Оператор – это команда языка программирования (инструкция).
  • Оператор присваивания – это команда для записи нового значения в переменную.

Ввод данных с клавиатуры

cin >> a; - мы вводим значение с клавиатуры и записываем его в переменную a (Ввод заканчивается при нажатии клавиши enter на клавиатуре).

Ввод значений двух переменных

cin >> a >> b; - если мы введем с клавиатуры 25 30, то в переменную a запишется 25, а в b запишется 30.

Также можно ввести на разных строках:

25
30

Тогда в переменную a запишется 25, а в переменную b запишется 30.

Пример

int a, b;

a = 5;
b = a + 2 // b становится равно 5+2=7;
a = (a + 2) * (b – 3) // a=28;
b = b + 1 // b = 7+1=8;

Вывод переменных (заметка)

При выводе мы можем выводить вместе текст и числа:

cout << a << "+" << b << "=" << c;

cin.get()

cin.get(); - ожидание ввода символа (было в уроке 1)

Вывод с заданной длинной

#include <iomanip>
...
a = 123;
cout << setw(5) << a;

#include <iomanip> - манипуляторы для управления потоками setw(5)- set width – установить ширину поля (выводит значение переменной a, с шириной строки 5 - выведет: 123 (автоматически добавляет 2 отступа в начале, чтобы получить строку с шириной 5)).

Вычисления

Типы данных

  • int - целое число (2)
  • long int - длинное целое число (2)
  • float - вещественное число (2.0)
  • double - вещественное число двойной точности (2.0)
  • bool - логические значения (true / false)
  • char - символ ('c')

Дополнительно: string - строка, но ее нужно импортировать отдельно.

Как изменить тип данных значения?

название_типа_данных(переменная)

Например:

int a = 5;
float(a); // число a меняет тип данных на с плавающей точкой
// (int -> float)
// 5 -> 5.0

Арифметическое выражения

a = (c + b * 5_3 - 1) / 2_d;

Приоритет (старшинство):

  1. скобки: ()
  2. умножение и деление
  3. сложение и вычитание

Деление

Результат деления целого на целое – целое число (остаток отбрасывается).

Сокращенные записи операций

Перезаписывают переменную добавляя/вычитая/умножая на/и тп. правую часть выражения

a++; // a = a + 1;
a--; // a = a – 1;
a += b; // a = a + b;
a -= b; // a = a - b;
a *= b; // a = a * b;
a /= b; // a = a / b;
a %= b; // a = a % b;

Комментарий обозначает что выполняет эта строка

Вещественные числа

Целая и дробная части числа разделяются точкой!

float x = 123.456;

cout.width(10);
cout.precision(5);

cout << x << endl;

Выведет 5 значащих цифр 123.46.

cout.width(10);
cout.precision(2);

cout << x << endl;

Выведет 5 значащих цифр 1.2e+002.

Задача "Объем конуса"

#include <iostream>
#include <cmath>
#include <iomanip>

using namespace std;

int main() {
    float a,b;

    cin >> a >> b;

    cout << fixed << setprecision(3) << M_PI * a * a * b / 3;
}

Функции библиотеки cmath

  • abs(x) - модуль целого числа.
  • fabs(x) - модуль вещественного числа.
  • sqrt(x) - квадратный корень.
  • sin(x) - синус угла, заданного в радианах.
  • cos(x) - косинус угла, заданного в радианах.
  • exp(x) - экспонента.
  • ln(x) - натуральный логарифм.
  • pow(x,y) - возведение числа x в степень y.
  • floor(x) - округление «вниз».
  • ceil(x) - округление «вверх».
// Импорт библиотеки
#include <cmath>

// Или
#include <math.h>